Очередной всплеск внимания к молодёжи и молодёжной политике, как со стороны властей, так и оппозиции, показывает, что в этой сфере каждая сторона видит для себя ещё много точек для роста.
Стоит признать, что успехи в современной государственной молодёжной политике, несомненно, имеются. Это в первую очередь касается сферы волонтёрства и военно-патриотического воспитания. Создан аналог пионерии для школьников – РДШ, возрождена «Юнармия» для военно-патриотических клубов, функционируют различные волонтёрские движения. Действуют молодёжные форумы «Территория смыслов», «Таврида» и многие другие.
Однако, в плане гражданского воспитания не всё так радужно. Явный тренд последних лет на перекос в волонтёрство, спорт, культуру и искусственная деполитизация молодёжи дали обратный эффект. Что мы с вами можем наблюдать и на оппозиционных митингах (в том числе противоправных) и на открытии региональных штабов Навального. Часть же молодёжи и того хуже, уходит в радикальные экстремистские организации.
Простите за фривольную аналогию, но проблема тут не только в «коварном соблазнителе, но и в девушке, которая сама рада соблазниться». Молодое поколение «беременно» переменами, нереализованный гражданской энергией. Задача направить эту энергию в русло здравого смысла.
И тут нужно учитывать тот факт, что нынешняя молодёжь может заниматься официальным волонтёрством – сдавать кровь, проводить субботники, спортивные соревнования и концерты и при этом быть в политических рядах Навального и Ко. А следовательно, нынешнее поле битвы лежит именно в русле политики и гражданской самореализации молодого поколения, а не в направлении «занять им руки, чтобы не шалили».
Последние социологические опросы чётко говорят о том – все больше граждан России выступает за участие молодёжи в политической деятельности. Но за осознанное участие, а не в качестве зомбированной массовки для политических авантюристов.
Именно поэтому нужно дать молодёжи России понятный гражданский социальный лифт в политику. И оставить за ней право выбирать, подниматься по нему или нет.
И не надо искусственно инфантилизировать российскую молодёжь. Не должны создаваться искусственные барьеры, ощущение «второй лиги» и «политического лягушатника». Это до наступления 18 лет для ребят ещё актуальны различные молодёжные Палаты, ученические Думы и прочие псевдо-политические «погремушки». С 18 лет должна начинаться взрослая жизнь и взрослая политика, как её неотъемлемая часть. Со своими осознанными вызовами, правами и обязанностями для каждого.
Не надо бросаться из крайности в крайность по поводу молодёжи. Не стоит впадать в панику и срочно призывать бьюти-блоггеров волшебным «вжжжухом» решить все проблемы. Но и опасно находиться в сонном самоуспокоении, уповая на то, что официальные отчёты с мест о «триумфе государственной молодёжной политике» являются объективным отражением реальности. Одними шутками-прибаутками и конкурсами массовиков-затейников тут не обойтись.
Чего молодёжь хочет в гражданско-политической сфере:
- ЗНАТЬ: Необходимо качественное массовое политическое и правовое просвещение. Использование различных современных форматов, от деловых игр в оффлайне и заканчивая онлайн-проектами.
- ОБСУЖДАТЬ: Необходимо создание сети гражданских дискуссионных клубов на базе учебных заведений и молодёжных клубов по месту жительства. На базе которых будет возможным обсуждение любых, даже самых острых, злободневных и неудобных тем. Но нельзя пускать этот процесс на самотек. Дискуссии должны качественно модерироваться и проходить с привлечением компетентных экспертов.
- ДЕЛАТЬ: Бороться с кривыми схемами госзакупок, осуществлять общественный контроль за выборами и деятельностью чиновников можно далеко не только в рядах откровенных провокаторов типа Навального. Необходимо создавать понятные механизмы контроля со стороны активной молодёжи за прозрачностью распределения грантов на молодёжные проекты, расходования средств госконтрактов, касающихся сферы организации и проведения молодёжных мероприятий, строительства соответствующей инфраструктуры, формирования бюджетов органов по работе с молодёжью.
- ВЛИЯТЬ: Для этого необходимо ощутимое молодёжное лобби в лице своих депутатов в Государственной Думе и других законодательных органах власти. Которые будут активно продвигать интересы своей группы избирателей. Начиная от принятия закона о государственной молодёжной политики и заканчивая любым другим решением, напрямую касающимся интересов молодёжи. Величина стипендий для студентов вузов и учащихся колледжей, форматы государственных экзаменов, договор первого найма для молодых специалистов, жильё для молодых семей – есть масса жизненных вопросов, в решении которых необходимо крепкое молодёжное лобби.
Кто же сможет выступить оператором этой масштабной гражданской работы среди молодёжи? Ответ прост – актуальное будущее молодёжной политики в России за массовыми молодёжными гражданскими движениями, уверенно берущими на себя политическую повестку дня. Именно они смогут разговаривать с молодёжью на равных, дать им понятный инструментарий результативного гражданского действия. Стоит признать, что за время огульного шельмования со всех сторон, этот фронт работы был основательно заброшен. Однако государство должно осознать, что подобное организационное, идейно-политическое «разоружение» в молодёжной сфере является ошибочным и самоубийственным.
Конечно у такой стратегии массовой гражданской работы с молодёжью есть определённые риски. В результате её последовательной реализации в России появится много умной, активной, политически подготовленной, неудобной молодёжи. Которая будет уметь грамотно отстаивать свои интересы и объединять усилия с органами власти, гражданским обществом, национально-ориентированными предпринимателями. Но она будет конкурентоспособна, как и вся наша страна. Способная ответить как на внешние, так и на внутренние вызовы. Будущее России не за пай-мальчиками и пай-девочками, а за поколением победителей и героев, осознанных граждан великой страны.
Борис Мурванидзе, кандидат исторических наук