Нашим бойцам, которым мы обязаны всем, что имеем;
нашим союзникам, которые в час испытаний были с нами;
нашим врагам, честно павшим в борьбе за неправое дело.
Арман Лану
История Отечества, как правило, играет роль объединяющего фактора для любой нации. На фундаменте общих побед и общих трагедий прошлого формируется единство и гражданский мир в настоящем, а также приемлемый для абсолютного большинства образ будущего страны.
Но в случае с гражданской войной в России это так не работает. Даже наоборот, общественный раскол начала XX века вновь и вновь раскалывает нацию здесь и сейчас. В головах современных политиков, журналистов, общественных деятелей и обывателей эта Смута живее всех живых. Мы снова и снова делимся на условных «белых» и «красных», устанавливаем и сносим памятники «героям» той кровавой междоусобицы. Временной лаг в столетие позволил многим забыть кровавую цену той гражданской войны и запомнить только мифический пафос победы или поражения в ней для той или иной стороны.
30 миллионов человек не досчиталась наша страна в 1922 году, из 166 миллионов, которые населяли её в 1913 году. Это погибшие на фронтах Гражданской и Первой мировой войн, умершие от ран, голода и болезней, уничтоженные в ходе политического террора и разгула бандитизма, оказавшиеся за границами нашей страны, добровольно или насильственно.
Спор о прошлом превращается сегодня в спор о будущем. Пропагандистские мифы и исторические факты перемешиваются между собой и дают больше вопросов, чем ответов. Кто больше виновен в развязывании той Гражданской войны, кто первым начал массовый террор, на чьей стороне были в действительности иностранные государства. В советский период трактовка тех событий была однобока и при этом однозначна. После 1991 года трактовок стало очень много и каждая отрицает каждую.
Сложно быть непредвзятым в этой теме. Обойтись без пропаганды за одну из сторон. Победителей, как и героев в гражданской войне нет. По факту, русские убивали русских. В промышленных масштабах, во имя России, пользуясь её безмолвием.
В ходе Гражданской войны на территории бывшей Российской империи создавались и разрушались десятки государств, возникали и уходили в небытие партии, возносились к власти вчерашние маргиналы, и лишалась всего её вчерашняя элита.
Если речь идёт о виновниках, то надо понимать, что, по сути, все крупные политические силы той эпохи хотели решить вопрос о власти радикальным путём. Им он казался наиболее быстрым и эффективным. Будущие «красные», «белые», «зелёные», интервенты, сепаратисты с национальных окраин. Все они, каждый по своему, хоть и в разной степени виновники этого коллективного безумия, которое названо Гражданской войной.
Основные факторы, приведшие к Гражданской войне: февральский и октябрьский перевороты, разгон Учредительного собрания, позорный Брестский мир с Германией, радикальные экономические и социальные декреты большевиков.
Надо понимать, что и февральский переворот по отношению к монархии в России и октябрьский переворот по отношению к Временному правительству стали абсолютно нелегитимными действиями, которые создали прецеденты политического нигилизма и привели население страны в состояние «войны всех против всех», когда у каждого не было «царя в голове». Ведь, если можно в Питере «свалить силой власть» и забрать всё себе, это значит, что каждый может повторить подобное по отношению и к новым властям и к своим соседям и вообще к любому человеку, социальному классу или национальности.
Почему большевики разогнали Учредительное собрание? Потому что, они проиграли выборы и не получили большинство голосов, необходимое для проведения своей радикальной политики. По воле народа более 40% голосов получили эсеры, а большевики оказались на 2 месте с 24%. Но, если в какой-то игре ты слабее соперника, то смени правила.
Большевики вообще были не про выборы, а про гражданскую войну. Они вели к ней. И агитацию на выборах в Учредительное собрание они использовали как агитацию будущих сторонников для Гражданской войны. Особенно они были активны в армейских частях и среди пролетариата крупных промышленных центров. Большевикам не нужны были депутатские мандаты, им нужны были штыки и военные заводы.
Большевики готовились к Гражданской войне долгие годы, находясь в подполье, получив первую «практику» в годы революционных событий 1905-1907 годов. Психологически и организационно они были к ней готовы лучше других. Белые генералы считали, что поскольку они кадровые военные, то легко разгонят «кучку революционеров». Но окопный и фронтовой опыт первой мировой оказался малоприменимым в условиях гражданской. Эсеры и кадеты наивно полагались на результаты демократических выборов. А вот большевики не занимались самообманом, они понимали, что их очень многие не любят и любить не начнут. А значит, власть придётся брать силой и только силой. Для большевиков был важен пример великой французской революции, где если не убиваешь ты своих политических врагов, то убивают тебя. Большевики слишком долго боролись с государством за власть, и даже став властью они не перестали быть антигосударственниками в риторике. Вот откуда тысячи советских улиц и памятников местным и импортным террористам, бандитам и сепаратистам.
Ещё в 1914 году Ленин, находясь в эмиграции, провозгласил идею превращения империалистической войны в войну гражданскую. И то, что в 1914 году казалось утопией, к 1917 году стало вполне реальным.
Гражданская война в России началась и первый её период прошёл в условиях Первой мировой войны. Именно поэтому нашу страну ждали интервенция и стран Антанты и их противников во главе с Германией и похабный Брестский мир, который большевикам не простили не только белогвардейцы, но даже их временные союзники эсеры. Вот откуда взялись национальные военные части русской Гражданской войны, состоящие из бывших военнопленных чехословаков и венгров, латышские и прочие стрелки.
Первые декреты большевиков обнулили экономическую и социальную системы государства, остро противопоставили классы друг другу, окончательно развалили армейские части на фронтах первой мировой, поставили вне закона небольшевистские партии и прессу, став ещё одним весомым вкладом в переход от политического противостояния к Гражданской войне.
Все гражданские войны по-своему похожи, они пролегли трагическим шрамом в судьбе Англии, Франции, США, Китая и многих других государств. Но русский шрам кровоточит до сих пор, взрываясь вспышками иррационального гнева, который может привести к новой Смуте.
Чтобы её предотвратить, нельзя забывать о том, что любая гражданская война это самоубийство нации, которое нельзя оправдать никакими политическими лозунгами.
Борис Мурванидзе, кандидат исторических наук